24 мая 2014 г.

16 мая 2014 г.

NSCollectionView без байндингов - пример / NSCollectionView without bindings

NSCollectionView — это класс, позволяющий показывать на экране коллекцию айтемов. Структура коллекции — абсолютно произвольная, но обычно NSCollectionView используется для всяких сетко-подобных контролов с ячейками, хедерами и футерами. Понимая, насколько абстрактен данный класс, разработчики Apple создали мощный механизм для создания любых лейаутов. По большому счету, даже NSTableView это конкретная реализация NSCollectionView  Возможности данного класса, в каком-то смысле, фантастические.
На просторах сети очень много примеров по созданию NSCollectionView с байндингами (NSCollectionView with bindings). Как бы все хорошо, все работает, но вопрос в том как оно работает?

В NSCollectionView также как и в NSTableView есть парочка важных методов, без которых ничего работать не будет, т.е. будет, но ничего не выдаст.

Метод -setPrototype - в него нужно передать экземпляр сабкласса NSCollectionViewItem.

@interface BVPrototype : NSCollectionViewItem
@end

@implementation BVPrototype
- (void)loadView {
    [self setView:[[BVView alloc] initWithFrame:NSZeroRect]];
}
- (void)setRepresentedObject:(id)representedObject {
    [super setRepresentedObject:representedObject];
    [[(BVView *)[self view] button] setTitle:representedObject];
}
@end

Метод -setContent - в него нужно передать массив модели.

@interface BVAppDelegate ()
@property (strong) NSArray *titles;
@end

@implementation BVAppDelegate

@synthesize window = _window;
@synthesize titles;

- (void)applicationDidFinishLaunching:(NSNotification *)aNotification {
    self.titles = [NSArray arrayWithObjects:@"Case", @"Molly", @"Armitage",
                   @"Hideo", @"The Finn", @"Maelcum", @"Wintermute", @"Neuromancer", nil];
    
    NSCollectionView *cv = [[NSCollectionView alloc]
                            initWithFrame:[[[self window] contentView] frame]];
    [cv setItemPrototype:[BVPrototype new]];
    [cv setContent:[self titles]];
    
    [cv setAutoresizingMask:(NSViewMinXMargin
                             | NSViewWidthSizable
                             | NSViewMaxXMargin
                             | NSViewMinYMargin
                             | NSViewHeightSizable
                             | NSViewMaxYMargin)];
    [[[self window] contentView] addSubview:cv];
}

@end

Метод -setRepresentedObject - (указан в коде выше) в него передаем нашу модель.

static const NSSize buttonSize = { 80, 20 };
static const NSSize itemSize = { 100, 40 };
static const NSPoint buttonOrigin = { 10, 10 };


@interface BVView : NSView
@property (weak) NSButton *button;
@end

@implementation BVView
@synthesize button;
- (id)initWithFrame:(NSRect)frameRect {
    self = [super initWithFrame:(NSRect){frameRect.origin, itemSize}];
    if (self) {
        NSButton *newButton = [[NSButton alloc]
                               initWithFrame:(NSRect){buttonOrigin, buttonSize}];
        [self addSubview:newButton];
        self.button = newButton;
    }
    return self;
}
@end

Документация по NSCollectionView сама по себе немного скудновата, но если хорошо пошерстить вэб-сеть, то можно что-то и нарыть.

В следующих статьях под тегом "Мой проект", я опишу как можно создать NSCollectionView на основе NSView. В принципе там не так уж и сложно, почти как с таблицами в предыдущих постах.

6 мая 2014 г.

3 мая 2014 г.

NSMutableString - пример

Класс NSString используется для хранения строк, но в нем присутствует небольшой недостаток. Мы не можем изменять строку которая хранится в экземпляре этого класса. С этой проблемой очень хорошо справляется класс NSMutableString. У него намного больше возможностей обработки строк в отличии от NSString.

Рассмотрим небольшой пример:
Создадим экземпляр класса NSMutableString.

NSMutableString *stringOne = [NSMutableString initWithCapacity: 15];
NSMutableString *stringTwo = [[NSMutableString alloc] initWithCapacity: 30];

В первом и втором примере мы создаем экземпляр класса с выделением под строку определенное количество символов (15 и 30). Второй пример характерен тем, что, мы сами контролируем процесс выделения и очистки памяти. Что произойдет если мы к выделенному количеству символов добавим еще некое количество и случайно выйдем за пределы выделенного количества символов? Ничего не произойдет. Приложение будет и дальше работать также само. Этот параметр носит характер оптимизации для компилятора по выделении памяти и значение этого параметра никак не влияет на длину строки.

По-практикуем:

#import <Foundation/Foundation.h>

int main(int argc, const char * argv[])
{

    @autoreleasepool {
        
        NSMutableString *mtStr = [[NSMutableString alloc] initWithCapacity:15];
        [mtStr appendString:@"— Будете у нас, на Колыме – милости просим!"];
        NSLog(@"%@", mtStr);
        
        [mtStr appendFormat:@" — Нет,%@", @" уж лучше вы к нам!"];
        NSLog(@"%@", mtStr);
        
        NSRange strRng = [mtStr rangeOfString:@" — Нет,"];
        [mtStr deleteCharactersInRange:strRng];
        NSLog(@"%@", mtStr);
        
        //[mtStr insertString:@" - Да" atIndex:43];
        //NSLog(@"%@", mtStr);
        
        [mtStr insertString:@" - Да" atIndex:strRng.location];
        NSLog(@"%@", mtStr);
        
        [mtStr setString:@"Новая строка"];
        NSLog(@"%@", mtStr);
    }
    return 0;
}

Результат выполнения:


29 апр. 2014 г.

Категории - теория и пример

Язык Objective-C обладает возможностью добавлять новые методы к уже существующим классам (т.е. расширение функциональности класса). При этом не требуется исходников класса и добавленные методы автоматически становятся доступными всем классам, унаследованным от изменяемого. Так можно добавить новый метод классу NSString (возьмем за пример) и этот метод автоматически добавится во все остальные классы.

Механизм, позволяющий расширять уже существующие классы (путем добавления новых методов, новые instance-переменные добавить таким образом нельзя), называется категорией.

Категория имеет свое имя, список методов и имя класса, который она расширяет. Описание категории имеет следующий вид:

#import "ClassName.h"
@interface ClassName (CategoryName)
  // объявление методов
@end

Реализация категории выглядит следующим образом:

#import "CategoryName.h"
@implementation ClassName (CategoryName)
  // реализация методов
@end

Ограничения при создании категорий:
- Невозможность добавления переменных;
- Возможная коллизия имен с самим классом, поэтому необходимо использовать оригинальные префиксы в наименовании своих методов.

Пример.
Расширим класс NSString, добавим метод который будет проверять является ли файл аудио-файлом. Создадим проект Foundation и добавим в проект новый класс-категорию NSStringAudioExtension (наследуемый от NSString):


Объявим в NSStringAudioExtension.h метод - (BOOL) isAudioFile:

#import <Foundation/Foundation.h>

@interface NSString (NSStringAudioExtension)

- (BOOL) isAudioFile;

@end

В NSStringAudioExtension.m реализуем метод:

#import "NSString+NSStringAudioExtension.h"

@implementation NSString (NSStringAudioExtension)

- (BOOL) isAudioFile {
    
    if ([self hasSuffix:@".mp3"] || [self hasSuffix:@".wav"] || [self hasSuffix:@".arm"]) {

        return YES;

    }
    
    return NO;
}

@end

Дальше возвращаемся в main.m (технически класс NSString должен подхватить его расширение):

#import <Foundation/Foundation.h>
#import "NSString+NSStringAudioExtension.h"

int main(int argc, const char * argv[])
{

    @autoreleasepool {
        
        NSString *audioFileStr = @"Scooter feat. Vicky Leandros - C'est Bleu.mp3";
        
        if ([audioFileStr isAudioFile]) {
            
            NSLog(@"Да, это аудио-файл");
            
        } else {
            
            NSLog(@"Нет, это не аудио-файл");
            
        }
        
    }
    return 0;
}

Результат выполнения приложения:


Заменим .mp3 на .mp4, результат выполнения:


27 апр. 2014 г.

View-based NSTableView на основе ячеек из NSView (Злосчастная кнопка). Продолжение

В предыдущей статье о View-based NSTableView на основе ячеек из NSView не было реализации по использованию кнопки на виде (замечание в комментарии читателя). Порывшись в поиске (вместе с несуразными лексическими словосочетаниями), хоть какого-то решения так и не было найдено. Было решено использовать делегат и дать право AppDelegate кликать на эту злосчастную кнопку. 
Все бы ничего, но как узнать индекс этой чертовой вьюхи, на которой находится эта кнопка? Подумав, поломав голову вместе с мозгами, решил по нажатию кнопки AppDelegate-м передавать ему эту вьюху. Ведь все они разные, т.к. под каждую строку выделена память, естественно и адреса их будут разные.
Создаем делегат - добавляем в проект новый protocol-файл. Объявим в нем метод который будет передавать право тыканья этой кнопки AppDelegate-у.

#import <Foundation/Foundation.h>

@protocol ButtonControllerProtocol <NSObject>

@required
- (void) viewButtonClicked: (NSButton *) clickedButton view: (NSView *) viewCell;

@end

Далее в ViewController.h добавим экшен на кнопку, подключим AppDelegate и укажем какой метод использовать при нажатии этой кнопки.

- (IBAction)buttonInfo:(id)sender {
    
    AppDelegate *myAppDelegate = (AppDelegate *)[[NSApplication sharedApplication] delegate];
    [myAppDelegate viewButtonClicked:sender view:[self view]];
    
}

В AppDelegate.h подключим созданный протокол и пропишем делегат:

#import "ButtonControllerProtocol.h"

@interface AppDelegate : NSObject <NSApplicationDelegate, NSTableViewDelegate, NSTableViewDataSource, ButtonControllerProtocol> {

Реализуем протокольный метод:

- (void)viewButtonClicked: (NSButton *) clickedButton view: (NSView *) viewCell {
    NSLog (@"click");
}

Все бы хорошо, метод обрабатывается, выдает определенный результат, а дальше-то что? А дальше нам якобы нужно как-то менять данные на вьюхе. Вот здесь-то и пришлось помучатся. Хотя все оказалось немного проще. Мы помним что окно как главный вид, состоит из подвидов разной сложности, т.е. проще говоря на нашей вьюхе-подвиде тоже есть подвиды (subviews) - nsimageview, nstextfield и т.д. Остается лишь получить к ним доступ. Получим подвиды на вьхе-строке:


Загоним эти объекты в массив и потом создадим указатели на эти объекты и будем обращаться к непосредственно новым объектам-подвидам:

- (void)viewButtonClicked: (NSButton *) clickedButton view: (NSView *) viewCell {

    // Получаем строку-вид в нашей таблице
    NSView *clickedView = [clickedButton superview];
    
    // Получаем список подвидов в строке-виде
    NSArray *viewObjectsArray = [NSArray arrayWithArray:[clickedView subviews]];
    
    // Коннектимся к подвиду и задаем значение
    NSImageView *viewObjectImage = [viewObjectsArray objectAtIndex:0];
    [viewObjectImage setImage:[NSImage imageNamed:@"Slice 1"]];
    
    NSTextField *viewObjectFirstTextField = [viewObjectsArray objectAtIndex:1];
    [viewObjectFirstTextField setStringValue:@"Slice 1"];
    
}

Вот такое вот нетривиальное, не претендующее ни на что, решение. Если есть более человеческое решение - прошу указать в комментариях.

20 апр. 2014 г.

Кастомизация строки / Атрибуты строки

Кастомизация строки состоит в том чтобы изменить в строке в определенном слове или символе цвет, шрифт, высоту и т.д. За все это отвечают классы NSAttributedString и NSMutableAttributedString. Например поменяем шрифт для первых пяти символов:
NSMutableAttributedString *seatText = [[NSMutableAttributedString alloc] initWithString:[NSString stringWithFormat:@"Seats\n%d", seats]];
[seatText addAttribute:NSFontAttributeName
                 value:[UIFont boldSystemFontOfSize:25.0F]
                 range:NSMakeRange(0,5)];
return seatText;

Для большего ознакомления и понимания использования классов можно воспользоваться техдокументацией от Apple.

14 апр. 2014 г.

View-based NSTableView на основе ячеек из NSView

Суть построения View-based таблицы заключается в том, чтобы вместо обычных строк, состоящих из NSImageView и NSTextField (как показано в предыдущем примере), создать кастомную (свою модель компонентов в строке) строку. И здесь как всегда на помощь приходит NSView, а точнее NSViewController - класс.

Создаем новый проект. Назовем его ViewBasedNSTableViewWithNSView (Вы можете его назвать по своему, суть этого не меняется). Как и в предыдущем примере добавим таблицу, сделаем строку View-based (прочтите предыдущий пример, здесь в этом посте я упущу эти тонкости). Далее добавим новый класс наследуемый от NSViewController c xib-формой. Добавим компоненты интерфейса на  xib-форму. Я добавил два Label, кнопку с изображением ImageCell и ProgressBar. Т.е. можно накидать компоненты по своему желанию и усмотрению, а также целевому типу. Должно получится что-то из этого:


В ViewController.h сделаем оутлеты к нашим компонентам и к самой вьюхе и парочку методов.


#import <Cocoa/Cocoa.h>

@interface ViewController : NSViewController {
    
    IBOutlet NSImageView *iconView;
    IBOutlet NSTextField *messageLabelOne;
    IBOutlet NSTextField *messageLabelTwo;
    NSView *_mainView;
    
}

- (void) setStringValueForFirstTextFields: (NSString *) stringValue;
- (void) setStringValueForSecondTextFields: (NSString *) stringValue;
- (void) setIconForRowOnView: (NSImage *) iconContent;

@end


В ViewController.m распишем код для наших методов, также по умолчанию зададим текст для лэйблов:


#import "ViewController.h"

@interface ViewController ()

@end

@implementation ViewController

- (id)initWithNibName:(NSString *)nibNameOrNil bundle:(NSBundle *)nibBundleOrNil
{
    self = [super initWithNibName:nibNameOrNil bundle:nibBundleOrNil];
    if (self) {
        // Initialization code here.
    }
    return self;
}

- (id)init {
    
    [self.view addSubview: _mainView];
            
    [messageLabelOne setStringValue:@"Message One"];
    [messageLabelTwo setStringValue:@"Message Two"];
    
    return self;
}

- (void) setStringValueForFirstTextFields: (NSString *) stringValue {
    
    [messageLabelOne setStringValue:stringValue];
    
}

- (void) setStringValueForSecondTextFields: (NSString *) stringValue {
    
    [messageLabelTwo setStringValue:stringValue];
    
}

- (void) setIconForRowOnView: (NSImage *) iconContent {
    
    [iconView setImage:iconContent];
    
}

@end


Подключим хидер контроллера-модели ячейки в AppDelegate.h. Объявим массив в котором будем хранить вьюхи-объекты, свяжем оутлет переменной NSTableView с таблицей на форме, добавим объект-контроллер (по которому будем обращаться к индексу массива объектов и получать наш объект для текущего индекса строки. Помните?, я уже упоминал что строки в таблицу добавляются строчка-за-строчкой.).


#import <Cocoa/Cocoa.h>
#import "ViewController.h"

@interface AppDelegate : NSObject <NSApplicationDelegate, NSTableViewDelegate, NSTableViewDataSource> {
    
    NSMutableArray *objArray;
    ViewController *vController;
}

@property (assign) IBOutlet NSWindow *window;
@property (weak) IBOutlet NSTableView *tableView;

@end


Дальше будем создавать объекты, задавать им соответствующие иконки и значения лэйблам, помещать в массив и дальше дело техники делегированных методов NSTableView.


#import "AppDelegate.h"

@implementation AppDelegate

- (void)applicationDidFinishLaunching:(NSNotification *)aNotification
{
    // Insert code here to initialize your application
}

- (void)awakeFromNib {
    
    objArray = [[NSMutableArray alloc] init];
    
    ViewController *oneController = [[ViewController alloc] init];
    ViewController *twoController = [[ViewController alloc] init];
    ViewController *treeController = [[ViewController alloc] init];
    ViewController *fourController = [[ViewController alloc] init];
    ViewController *fiveController = [[ViewController alloc] init];
    ViewController *sixController = [[ViewController alloc] init];
    ViewController *sevenController = [[ViewController alloc] init];
    
    [oneController setStringValueForFirstTextFields:@"Hello World"];
    [oneController setStringValueForSecondTextFields:@"Hello To You"];
    [oneController setIconForRowOnView:[NSImage imageNamed:@"layers.icns"]];
    
    [twoController setStringValueForFirstTextFields:@"Hello World"];
    [twoController setStringValueForSecondTextFields:@"Hello To You"];
    [twoController setIconForRowOnView:[NSImage imageNamed:@"Slice 1.icns"]];
    
    [objArray addObject:oneController];
    [objArray addObject:twoController];
    [objArray addObject:treeController];
    [objArray addObject:fourController];
    [objArray addObject:fiveController];
    [objArray addObject:sixController];
    [objArray addObject:sevenController];
}

- (NSInteger)numberOfRowsInTableView:(NSTableView *)tableView {
    
    return [objArray count];
}

- (id)tableView:(NSTableView *)tableView viewForTableColumn:(NSTableColumn *)tableColumn row:(NSInteger)row {
    
    vController = [objArray objectAtIndex:row];
    return [vController view];
    
}

@end


Должна получится вот такая каша:
В принципе все. Самое главное - это понять как работает делегирование в таблице и сама таблица. Все остальное дело техники. При моей занятости (работа, семья) на понимание всей этой каши (по работе с таблицами в целом) ушло месяц-полтора. Если посчитать время уделенное на разборку всего этого, то общая затраченная сумма при интенсивном изучении заняла бы всего-то меньше недели.

Продолжение

9 апр. 2014 г.

Класс NSNumber - примеры

Этот класс является одним из самых странных дополнений в языке Objective-C. Для обработки числовых типов достаточно внутренних функций и методов. Единственная, как бы, цель класса NSNumber это обработка объектов NSArray, который хранит в себе только объекты.

Инициализация объекта NSNumber

Суть такова, что основные методы инициализации начинаются одинаково, но отличаются лишь конечным типом числа, т.е. что имеется в виду:

numberWith<Unsigned><Type>

Исходя из этого полное имя метода, для определенного типа числа, выглядит так:

numberWithBool
numberWithChar
numberWithDouble
numberWithFloat
numberWithInt
numberWithInteger
numberWithLong
numberWithLongLong
numberWithShort
numberWithUnsignedChar
numberWithUnsignedInt
numberWithUnsignedInteger
numberWithUnsignedLong
numberWithUnsignedLongLong
numberWithUnsignedShort


Например:

NSNumber *myFloat;
myFloat = [NSNumber numberWithFloat: 10.09];

Возвращение и приведение к другому типу числа из переменной-объекта класса

boolValue
charValue
decimalValue
doubleValue
floatValue
intValue
integerValue
longLongValue
longValue
shortValue
unsignedCharValue
unsignedIntegerValue
unsignedIntValue
unsignedLongLongValue
unsignedLongValue
unsignedShortValue


Например: 

NSNumber *myFloat; 
 
float floatvalue;
myFloat = [NSNumber numberWithDouble: 10.09];
floatvalue = [myFloat floatValue];
NSLog (@"Value = %f", floatvalue);

Сравнение числовых объектов 

Для сравнения значения, хранящихся в объектах необходимо использовать isEqualToNumber метод. isEqualToNumber возвращает логическое значение в зависимости от содержания двух объектов. Например:

NSNumber *myFloat1;
NSNumber *myFloat2;

myFloat1 = [NSNumber numberWithDouble: 10.09];
myFloat2 = [NSNumber numberWithDouble: 10.08];

if ([myFloat1 isEqualToNumber: myFloat2])
        NSLog (@"Numbers are equal");
else
        NSLog (@"Numbers are not equal");

Или просто сравнить эти объекты методом compare:

NSNumber *myFloat1;
NSNumber *myFloat2;

myFloat1 = [NSNumber numberWithDouble: 10.09]; 
myFloat2 = [NSNumber numberWithDouble: 10.08]; 
NSComparisonResult result; 
    
result = [myFloat1 compare: myFloat2];

if (result == NSOrderedSame)
        NSLog(@"Numbers are equal");
else if (result == NSOrderedAscending)
        NSLog(@"Float1 is less than Float2");
else if (result == NSOrderedDescending)
        NSLog(@"Float1 is greater than Float2");

Конвертация числа в строку

NSNumber *myFloat;
NSString *myString;
      
myFloat = [NSNumber numberWithDouble: 10.09];
myString = [myFloat stringValue];
NSLog (@"Number as string is %@", myString);